План курса
профессионального
дизайнерского и архитектурного скетчинга
(ручного рисунка).
Авторская методика Евгения Виленкина
(архитектор-дизайнер, ведущий дизайнер Союза Дизайнеров Москвы).
Контакты автора в фейсбуке: личный; группа1, группа2
Цель курса - научить студентов архитекторов-дизайнеров свободно владеть многочисленными техниками скетчинга (живого профессионального дизайнерского рисунка), чтобы не только иметь возможность изображать свои объекты-идеи, объекты-концепции, но и научиться компоновать их в методологическую структуру.
Традиционный академический рисунок, на мой взгляд, лишь односторонне учит студентов строить композицию на листе, переносить пропорции, визуально анализировать видимый и изображаемый объект, работать с ограниченным количеством фактур и светотенью. Он учит студента работать с НАТУРОЙ, не всегда уделяется должное внимание конструкции, характеру линии , штриху и т.д. Он не учит работать с собственными фантазиями и архитектурно-дизайнерскими идеями.
Считая профессиональный дизайнерский рисунок базовой и неотъемлемой частью архитектурно-дизайнерской практики, я предлагаю новый подход, как логическое дополнение к курсу традиционного академического рисунка.
Курс скетчинга:
1. поставит перед учащимися новые визуальные задачи;
2. расширит их представления о собственной профессиональной фантазии, расширит творческие горизонты. Студенты иначе оценят свои возможности рисовать, получат новые представления об изобразительных материалах и техниках;
3. научит свободно изображать придуманные ими архитектурные и дизайн-объекты;
4. выработает умение аналитически работать с конструктивной основой изображения, геометрией предметов и пространством.
Курс состоит из 130 часов или 136 академических часов (включая аэрографию, как дополнительный курс по желанию).
После каждого теоретического занятия следует практический закрепляющий курс упражнений и экспресс-проектов. Их количество, очередность, временная и целевая насыщенность и направленность может меняться, варьируясь в зависимости от коммерческих и иных условий. Автор также оставляет за собой право менять, дополнять, развивать и всячески совершенствовать данный курс, основываясь на интерактивном анализе промежуточных результатов.
Краткое содержание курса:
Профессиональное мышление:
1. Особенности архитектурного и дизайнерского «видения» предметов среды и «мышление» пространством и формами (2 теоретических, 2 практических занятия).
2. Развитие ассоциативного мышления (2 теоретических, 4 практических занятия).
3. Стилизационное мышление (2 теоретических, 4 практических занятия).
4. Оптимизационное мышление - функциональное осмысление проектируемого объекта по критериям соответствия функции форме (2 теоретических, 2 практических занятия).
5. Эргономическое мышление - проработка идеи в парадигме оптимального соответствия функции, формы и эргономики (2 теоретических, 2 практических занятия)
6. Выбор соответствия; форма-материал и функция-материал; экономическая и экологическая составляющие проекта (2 теоретических, 2 практических занятия).
7. Цветовая семантика, цветовая символика и учет цветовых традиций при проектировании объектов (2 теоретических, 2 практических занятия).
8. Учет световых сцен, их динамики при восприятии объектов. Тени, блики, отражения, игра фактуры и учет визуальных иллюзий при проектировании и восприятии (2 теоретических, 2 практических занятия).
Профессиональные языки изображения:
1. Все о «руке», создающей линию, анализ характера моторики и психосоматических особенностей индивидуальной «линии» ( 2 теоретических, 6 практических занятий на «постановку руки»).
2. Основы профессионального эскиза, наброска (2 теоретических, 4 практических занятия).
3. Понятие композиционных форматов. Фрагментирование общего рисунка и поиск индивидуально-комфортных масштабов изображения (2 теоретических занятия и комплекс практических упражнений-тестов – не менее 10 в течение 6 практических занятий).
4. Композиционная логика –от элементов к единому восприятию идеи в эскизе; композиционные приемы и анализ их эффективности, в зависимости от поставленной художественной задачи (2 теоретических, 2 практических занятия).
5. Различные материалы и техники, их влияние на восприятие эскиза; рисование непрерывной линией и с помощью реперных точек (2 теоретических, 6 практических занятий).
6. Работа с простыми формами, их компоновки в пространстве с параллельной работой над линией (6 практических занятий).
7. Плоскостные и пространственные графические схемы (2 теоретических занятия, 4 практических занятия).
8. Работа с пространством и геометрией; геометрические и пространственные системы координат, законы перспективы и скетчинговое мышление (2 теоретических, 4 практических занятия).
9. Работа над формой и объемом в пространстве листа; интерьерное и экстерьерное восприятие плоскости изображения (4 теоретических, 4 практических занятия).
10. Стадийность в работе над проектом, промежуточные стадии, методы корректировки идеи и изображения (2 теоретических, 2 практических занятия).
11. Рисование «идей» и творческое партнерство; эскизы тематических объектов, калькирование с уточнениями и изменениями; воркшоп-игра с целью развить идею творческого партнерства (4 теоретических, 6 практических занятий).
12. Дизайн-проектирование от руки (8 практических занятий).
13. Специальные занятия: «свет-тень-блик-пятно-контраст», «матовость-глянцевость», анализ фактур с привлечением фото и видеотехники (4 практических занятия).
14. Проектировочное рисование от руки сложных объектов и систем с использованием различных техник и различных фактур бумаги (10 практических занятий).
15. Аэрография (2 теоретических, 4 практических занятия-как дополнительный курс по желанию).
16. Итоговый проект-концепция с акцентом на авторскую манеру скетч-рисования.
Интерактивный анализ всех работ.
Обучение