4 сентября Высшая школа средового дизайна МАРХИ открыла IV ежегодный фестиваль «Гармония среды». В этом году открытие фестиваля ознаменовалось событием значительным и - без преувеличения - историческим: в галерее ВХУТЕМАС состоялась научно-практическая конференция первого общероссийского конкурса студенческих работ в области Универсального дизайна и создания безбарьерной городской среды для маломобильных групп населения «Музей для всех».
Темой конкурса была разработка доступной среды для музея Первой мировой войны в историческом комплексе «Ратная палата», расположенном в Царском Селе под Петербургом.
В первой части конференции студенты-архитекторы из разных городов России представляли свои проекты, уже прошедшие первый этап отбора. Теперь предстояло определить победителя конкурса по критериям доступности среды, сочетающейся с грамотным и деликатным обращением с памятником архитектуры.
После презентации проектов выступили члены жюри. Обсуждались проблемы становления универсального дизайна в России, недочеты в работах, вызванные одной всеобщей бедой - отсутствием соответствующего курса в составе обязательной программы обучения. Безбарьерная среда формируется в целях обеспечения доступности объектов для инвалидов, но должна быть эстетически гармонична и удобна для всех людей без исключения. Понимание разумной достаточности в употреблении средств доступности и умение найти нестандартное, привлекательное и органичное для конкретного места решение - такие навыки приходят с опытом. И именно им поделилась с присутствующими Ингеборг Терезия Штуде. Она выделила основные критерии, на которых необходимо базировать проектирование доступной среды: это согласованность с нормативными документами, затем соответствие историческому архитектурному контексту, современность и инновационность.
Являясь разработчиком многих принципиально новых приспособлений, обеспечивающих доступность, госпожа Штуде определила важные моменты интеграции простых и сложных средств универсального дизайна в существующую городскую среду.
Пандусы у главного входа могут значительно изменить образ здания и впечатление от архитектуры, поэтому стоит использовать иные, более современные варианты, активнее употреблять поручни, так как они не несут значительной экспрессивности и могут быть совершенно гармонично вписаны в экстерьер исторического здания.
Можно сказать, что во всех выступлениях специалистов прошел единый лейтмотив, который предельно четко выразил Борис Леонидович Крундешев: «Универсальный дизайн - это новая культура. Мы пытаемся решить вопрос доступности теми инструментами, которые есть, а нужно изучать и разрабатывать новые ЭФФЕКТИВНЫЕ решения». А для этого необходимо прививать эту новую культуру, приучать молодых архитекторов и дизайнеров к тому, что доступность среды это не просто модное течение, а естественная необходимость и обязанность проектировщика.
Для того, чтобы понять эту необходимость и глубоко прочувствовать свою профессиональную обязанность, нужно, как говорят англичане, примерить обувь того, кому необходима помощь. В рамках конференции это можно было сделать на активных тренингах, направленных на получение личного опыта преодоления препятствий при ограниченной мобильности.
Традиционно в день открытия фестиваля «Гармония среды» были вручены дипломы летним выпускникам ВШСД. Теперь директор и ведущие педагоги нашей школы дизайна пожимали руки выпускникам совсем иначе... Чувствовалось в этом признание нового коллеги, а не поощрение ученика. Выпуская в профессиональную жизнь молодых специалистов, мы одновременно ставим для себя новые цели, стараясь совершенствоваться и развиваться. Теперь перед нами стоит важная задача запустить курс повышения квалификации по универсальному дизайну. Приняв у себя такую значимую конференцию, мы не можем остаться в стороне от важного, насущного и просто благородного дела.
< Предыдущая | Следующая > |
---|